На данный момент популярна точка зрения, что наличие датчика контроля топлива в реестре средств измерений позволит гарантировать указанную в сертификате погрешность измерения, а также разрешать возможные споры о хищениях топлива в пользу работодателя. Давайте посмотрим что с ней не так. Прежде всего, необходимо почитать документ, который называется “Описание типа средства измерения”, в котором указаны метрологические характеристики датчика. Указанные там основная погрешность и дополнительная погрешность ( как правило, появляющаяся при измерении температуры) могут серьезно отличаться от “рекламной” погрешности поставщика. Но основной вопрос, который надо выяснить из описания типа – измерение ЧЕГО ИМЕННО осуществляется этим датчиком.
95% датчиков контроля топлива устанавливаются в топливный бак и измеряют УРОВЕНЬ топлива в емкости. Это самый популярный тип датчика, применяемый в системах ГЛОНАСС-мониторинга. Датчиков объема топлива в баке не существует. Уровень – это высота, это не объем в литрах. Для пересчета уровня топлива в объем при установке датчиков применяется процедура тарировки бака, то есть определения зависимости объема топлива в баке от его высоты. Этот процесс имеет свои погрешности, которые никак не описываются описанием типа средства измерения. Все, что подтверждает сертификат средства измерения на датчики уровня топлива – что датчик измеряет высоту уровня топлива, и передает ее значение в бортовой ГЛОНАСС-терминал мониторинга. Что поступает с этой информацией далее? Она передается терминалом мониторинга на сервер системы мониторинга транспорта, который осуществляет пересчет уровня топлива в объем в соответствии с заполненными таблицами тарировки, осуществляет сглаживание данных, автоматический расчет заправок и сливов топлива, вывод графиков и отчетов на экран. После того как датчик-средство измерения предоставил нам данные – любые операции над данными с помощью несертифицированного оборудования обнуляют этот статус. Все могут видеть, что объемы заправок и сливов топлива, цифра расхода топлива автомобилем за период могут зависеть от настроек программного обеспечения системы мониторинга!
Если бы мы хотели относиться к цифрам отчета системы мониторинга как средству измерения – нам необходимо внести в реестр средств измерения комплекс мониторинга целиком – датчик, терминал мониторинга и программное обеспечение мониторинга. Таких комплексов мониторинга в реестре нет. Кроме того, при пересчете высоты уровня в объем всегда есть неизвестная величина – форма бака. Как известно, средства измерений подлежат периодической поверке. На данный момент из баков извлекаются датчики уровня топлива, и в лаборатории проверяется их погрешность измерения уровня – которая, является, пожалуй, минимальной из всех составных частей погрешности мониторинга расхода топлива по уровню в баке. При этом не проверяется ни форма бака, которая могла измениться (прогиб, вмятина), ни перекос крепления – висит под углом. Если мы используем значения объема топлива, и хотим считать их метрологически достоверными – нам надо представлять на периодическую поверку машину целиком, вместе с установленным датчиком в баке.
Таким образом, ситуация с датчиками уровня топлива в баке как средствами измерения следующая:
1. Они аттестованы только как измерители высоты топлива, но не его объема
2. Метрология заканчивается на разъеме датчика уровня топлива, все последующие показания в системе мониторинга уже не являются результатами средства измерения.
3. Датчики как СИ подлежат поверке, и это делается, но ввиду п.1-2 это не имеет никакого смысла. А постоянное “выдергивание” датчиков уровня из баков с фланцевым соединением на саморезах плохо сказывается на надежности крепления датчика и герметичности.
4. При всем этом сертификат метрологии на датчик МОЖЕТ помочь в спорах по хищениям благодаря некомпетентности всех участников, в том числе участников судебного процесса.
Следующий тип датчика контроля расхода топлива – это датчики расхода топлива проточного типа.
Снова откроем описания типа средств измерения и увидим, что в отличие от датчиков уровня топлива, расходомеры сертифицированы именно как средство измерения объема топлива. Это уже очень важно, потому что мы можем снять датчик с двигателя и провести его поверку на стенде, как счетчика объема топлива, а потом вернуть его обратно. Нам не надо предоставлять на поверку двигатель или автомобиль целиком.
Остается лишь проблема применения сертифицированных расходомеров в составе несертифицированных как средство измерения аппаратно-программных комплексов мониторинга транспорта, где кроме расходомера есть еще ГЛОНАСС-трекер и программа мониторинга, которая делает подсчет и отображение результатов. И эта проблема не надумана. Например, популярные расходомеры Aquametro являются средством измерения и имеют только импульсный (счетный) выход. Каждый импульс расходомера обозначает прошедшую через расходомер порцию топлива. Кто может поручиться, что количество импульсов топлива правильно считается установленным терминалом мониторинга в условиях бортовых помех, наводок, плохого контакта? Программное обеспечение в свою очередь должно обеспечивать правильный подсчет порций импульсов, периодически присылаемых терминалом мониторинга. А поскольку, расходомеры Aquametro не имеют встроенной памяти для хранения результатов измерений, мы не можем сопоставить отчет программы мониторинга с заведомо верными (метрологически достоверными) данными для контроля их правильности.
На наш взгляд обеспечение метрологической достоверности системы контроля расхода топлива возможно на данный момент только одним способом:
1. Применяется датчик расхода топлива с цифровым интерфейсом (RS485, CAN), который имеет коррекцию ошибок. Таким образом, мы будем уверены в том, что данные расходомера попали в терминал мониторинга, а далее в программу мониторинга без ошибок.
2. Датчик расхода топлива имеет встроенную энергонезависимую память, в которой хранятся текущие значения счетчика расхода топлива. Таким образом, мы всегда можем сравнить число, отправляемое в систему мониторинга и хранящееся в памяти датчика. Если они постоянно одинаковы – значит система мониторинга не вносит никаких изменений в значения средства измерения, и для достоверности показаний достаточно лишь сертификата на датчик расхода топлива.
И кроме формальной стороны вопроса еще желательно снизить возможность воздействия на сам датчик в процессе работы. Иммунитет к внешнему магнитному полю, определение направления движения потока жидкости – все это есть в датчиках расхода топлива Eurosens.
Мы в соцсетях
Facebook
LinkedIn
Youtube